Ружьё ТОЗ 34 – признанный долгожитель, выпускается с 1964 года. Это внутрикурковое охотничье двуствольное ружьё с вертикально расположенными стволами. Является первой отечественной весьма удачной моделью серийного лёгкого бокфлинта. Конструкция ТОЗ 34 предполагает определённые нагрузки на рычаги взведения, приводящие к их износу.
Неисправность
Рычаг взведения – деталь конструктивно простая, но важная. При открывании ТОЗ 34, задний конец рычага взведения (жёлтая стрелка) воздействует на цилиндрический выступ курка (указан серой стрелкой), и отводит курок в заднее крайнее положение, где шептало (обозначено малиновой стрелкой) западает своим зубом за боевой взвод курка.
Бывает, что из-за дефекта рычага взведения (левого или правого) курок недовзводится и остаётся в зацеплении с перехватывающим зубом крючка спускового. В результате одно шептало (левое или правое), незапавшее за боевой взвод курка, передним концом торчит выше другого шептала. При закрывании ТОЗ 34, L-образный предохранитель (красная стрелка), двигается назад и упирается носиком в остриё шептала. В силу этой причины рычаг запирания до штатного положения не доходит.
Чаще всего дефектом рычага взведения является его деформация. В этом случае не обязательно выбрасывать старое ружьё. ТОЗ 34 славится отменной прикладистостью, высокой кучностью боя и хорошим балансом. Оружие можно сдать в ремонт. А можно самому вытащить левый и правый рычаг взведения и попробовать их отрихтовать, выровнять. В старых ружьях рычаги взведения делались из более хрупкого металла. При реставрации высока вероятность их поломки. Благо, их не сложно заменить на новые. В более поздних ТОЗ 34 рычаг взведения пластичный и хорошо ровняется.
Порядок замены рычагов взведения
Люди, сталкивающиеся с этой проблемой, приводят несколько способов, как вытащить правый и левый рычаг взведения.
Первый способ:
1.Чтобы вытащить рычаг из ружья ТОЗ 34, снимаем нижнюю личину с деталями ударно-спускового механизма.
2.Снимаем бойковую пластину.
Для этого на ней отворачиваем два винта. Расположение винтов надо пометить, чтобы не перепутать при сборке.
●Осторожно снимаем пластину. Следим. Чтобы не потерялись пружинки бойков.
●Затем с помощью выколотки подходящей длины и диаметра (подойдёт обычный гвоздь) и молотка аккуратно выколачиваем ось взводителей (указана зелёной стрелкой). Теперь можем вытащить рычаги взведения.
Второй способ:
1.Вначале снимается приклад, для чего откручиваются соответствующие винты.
2.Затем поднимаем до упора вверх концы рычагов взведения, выходящих в ударно-спусковой механизм.
3.Удерживая в таком положении рычаги, пытаемся снять стволы.
4.Если стволы снять не получается, определяем, какой рычаг погнулся и мешает демонтажу стволов. Отмечаем его.
5.Снимаем ударно-спусковой механизм.
6.Откручиваем «лоб» колодки.
7.Ось взводителей полностью выбивать из колодки не обязательно. Достаточно немного выбить ось, удерживающую рычаги взведения в сторону погнутого рычага и вытащить соответствующий рычаг. Но для профилактики и из-за износа сопрягаемых деталей, желательно подровнять и второй рычаг. Если это требуется, выбиваем ось в другую сторону и достаём второй рычаг взведения ТОЗ 34. Чтобы миниатюрная ось не потерялась, её рекомендуем не выбивать полностью, а оставить в ударно-спусковом механизме.
Теперь можем приступать к ремонту рычагов взведения.